331
58253

Питомник декоративных растений Савватеевых (Россия)

Питомник декоративных растений Савватеевых (Россия)

Питомник декоративных растений Савватеевых расположен на 30 гектарах земли на северо-западе Московской области, в Шаховском районе. Питомник основан в 2005 году, с 2007-го года занимается продажей растений. Питомник выращивает не только деревья, но еще и хвойные, и кустарники. Но деревья - основная продукция питомника.

Выращивание деревьев происходит с использованием самых передовых технологий: формируется ком и крона, выдерживаются ровные штамбы, выводятся проводники.

Современная механизация всего технологического цикла - от посадки до выкопки -   позволяет «Питомнику Савватеевых» строго выдерживать надлежащие стандарты качества, а наличие специализированной  техники - быстро и качественно производить выкопку, упаковку и погрузку крупных растений.

Тесное сотрудничество с ведущими европейскими производителями и российскими поставщиками способствует поддержанию широкого ассортимента растений. В   настоящее время в производстве находится около 102 сортов декоративных деревьев 33 видов из 18 родов, несколько сотен тысяч кустарников.

Питомник декоративных растений Савватеевых – семейный бизнес.

О «Питомнике Савватеевых» пишут и говорят довольно часто. Этому способствует и то, что этот питомник - пример весьма успешного семейного бизнеса в России, и то, что Ирина Алексеевна Савватеева занимает очень активную жизненную и профессиональную позицию, часто выступает на научных и общественных мероприятиях, связанных с вопросами питомниководства, публикуется в отраслевой прессе.  Немаловажную роль имеет и то, что добрым людям в «Питомнике Савватеевых» всегда искренне рады. В конце прошлого года и мы с большим удовольствием побывали в гостях у Савватеевых. Небольшую выдержку из разговора с Ириной Алексеевной Савватеевой мы и предлагаем вашему вниманию.

 

С чего начинать молодой питомник

«Одна из главных задач молодого питомника – понять, что он будет выращивать. А для того, чтобы это понимание пришло, необходимо владеть технологиями, разбираться в технике, изучить  ассортимент, понимать  ситуацию на рынке – в России и в Европе.  Необходимо досконально исследовать  место, на котором питомник будет заложен.

По хорошему,  древесный питомник должен быть не менее 100 га. Мы начинали с 30 в Московской области, а в прошлом году приобрели еще 130 в Тульской. После ввода  тульского питомника мы планируем продавать примерно по 20 тысяч деревьев каждый год.  Интересный вопрос: есть ли спрос на такое количество деревьев?

Российский рынок посадочного матриала

По экспертным оценкам,  рынок посадочного материала в России составил в 2010-м году 30-40 миллиардов рублей. (Это без срезки, однолетников, комнатных растений).

Но из этих 30-40 миллиардов 90-95%  - продажи импортного посадочного материала!  Рынок  есть, но за него надо бороться. Надо делать посадочный материал дешевым, надо делать его качественным, чтобы отвоевывать рынок у западных конкурентов. А это достаточно сложно, если начинаешь  бизнес с ноля: нужны большие вложения, нужны знания, нужен опыт.

Традиции отечественного питомниководства и требования рыночной экономики

Вообще в России нет опыта создания, а тем более длительной работы древесного питомника в рыночных условиях.  Традиционные отечественные питомники делали весь производственный цикл от посева до крупномера, широкий ассортимент – от комнатных растений до деревьев. Многие российские специалисты и до сих пор считают такой путь в питомниководстве единственно правильным.  Эти люди говорят нам: « Да вы сами не сеете, сами не прививаете –  вы не настоящий питомник!»  А за глаза, знаю, называют нас спекулянтами. Мол, купили, дорастили, продали – это не питомниководство!

На мой взгляд, полный производственный цикл – от семечка до крупномера – задача, практически не разрешимая для предприятия, работающего  рыночной экономикой.  Потому что каждый новый производственный цикл – будь то посев сеянцев, прививка «молодежи», выращивание деревьев-подростков, формирование крупномера - все  это требует определенных  технологий, определенной техники. И все это – технологии, техника, - стоят огромных денег. Откуда брать инвестиции? Поборники традиционного питомниководства как-то забывают о такой «малости»: государство больше не финансирует производство,   каждую копейку надо вытащить из своего собственного кармана.  Профинансировать все технологические циклы на уровне, которого требует сегодня высоко конкурентный рынок,  – абсолютно нереально. Поэтому большинство питомников Европы четко специализированы. Например, одни делают сеяный материал или молодые подростки-деревья. Стандарт 8-10 они уже выращивать не будут, продадут растения в следующий питомник. А тот, следующий, в свою очередь, будет выращивать деревья до стандарта 25-30.  То есть - сделает одну пересадку и дальше постарается все растения  продать.  Если же  ему придется делать вторую и третью пересадку, то под этот, уже очень крупный материал, ему придется закупать новую технику, а это все гигантские капиталовложения. Поэтому  практически все европейские питомники специализируются. Это позволяет не только более экономно расходовать инвестиционные ресурсы, но и оттачивать мастерство работников. Так как при узкой специализации не надо разрываться  на 25 операций одновременно, а можно оттачивать  и оттачивать   свои несколько операций.

В результате разделения труда повышается качество продукции, снижается ее себестоимость.  Поэтому бельгийские сеянцы, как правило,  дешевле, чем российские.

Что такое – древесный питомник?

Какие основные  задачи у древесного питомника? Главная  – сформировать компактный ком в результате регулярных пересадок.  Вот  мы  копаем в питомнике молодые деревья машиной с ножом диаметром 60-70 см, и при этом все корни остаются внутри  кома. Потому что к моменту выкопки  растение уже было трижды пересажено.  Если  же вы выкапываете дерево из леса, вы грубо обрубаете основную массу корней, расползающихся  далеко за пределы кроны. Практически вы  выдергиваете из земли одну кочерыжку. Поэтому такие деревья долго мучаются после посадки и плохо приживаются. Если выживают вообще.

Чтобы корневая система была компактной, а растения легко приживались после пересадки, мы не можем выращивать деревья на одном месте больше 4- 5 лет, потому что в противном случае   корни расползутся далеко за пределы кроны и при пересадке корневая будет очень сильно травмирована.

Кроме формирования корневого кома, питомник должен  сформировать у дерева красивую правильную крону. Для этого все деревья мы обрезаем дважды в год.

Безусловно, очень важно содержать почву в питомнике рыхлой и свободной от  сорняков. Это необходимо для того, чтобы корням был обеспечен легкий   доступ к воздуху, влаге, питательным веществам.  Для этого междурядья и приствольные круги обрабатываем регулярно.

Питомник – это всегда гигантский труд.

Об ассортиментной политике

Для закладки деревьев  мы стараемся везти из Европы в основном сортовой материал. Конечно, везем только те породы и сорта, которые хорошо зарекомендовали себя в российском климате. Никаких изнеженных экзотов – это неукоснительное правило, которого мы стараемся придерживаться.   В небольшом количестве выращиваем видовые деревья.

Спрос есть и на сортовой , и на видовой материал. Город берет преимущественно  видовые растения, хотя тоже нередко интересуется сортовым материалом. А ландшафтные дизайнеры чаще всего  хотят что-то красивое, сортовое, - с необычным цветом листвы, с красивой формой кроны.

Мы делаем ставку преимущественно на сортовой материал. Хотим производить качественный красивый материал - такой, чтобы им можно было гордиться.

Государство и российское питомниководство

Очень жаль, что у нас в стране питомниководству  никакого внимания не уделяется со стороны государства. Сегодня ведь инвестиционные ресурсы практически не доступны начинающим питомниководам.   А если нет доступа к инвестициям, - нет доступа к современным технологиям. А если нет технологий, значит, - нет качества и низких цен. Значит, - мы обречены на проигрыш  в конкурентной борьбе на мировом рынке.

 Я полагаю, в России должна быть  разработана некая государственная программа, направленная на поддержание отечественного питомниководства. Скажем, -  поддержание инвестиционных программ успешно работающих питомников. Или – поддержание инновационных технологий. 

Для начала неплохо было бы отменить хотя бы межрегиональные фитосанитарные сертификаты,  официальный срок выдачи которых  40 дней! У нас весной сезон  выкопки чуть  больше месяца, а мы должны 40 дней  сидеть и ждать разрешения из Московской области в Тверскую деревья отвезти! Между прочим, импортный материал получает фитосанитарные сертификаты на границе не дольше часа. Получается, что российское государство дает преференции иностранным производителям и действует в ущерб производителям отечественным  в вопросе перемещения товара по территории Российской Федерации. Интересная картинка, правда?

Вот любопытный факт: в Польше за последние 15 лет количество питомников выросло с 450 до 3000. И не секрет, что поднимались поляки в основном за счет российского рынка. Но также, конечно, благодаря внимательному отношению польского  государства к нуждам своих производителей: государство в Польше финансирует инвестиционные программы польских питомников, а также – участие польских питомников в зарубежных выставках.

Если российскому государству и дальше будет наплевать на инвестиционный климат в стране, на отечественных товаропроизводителей, на реальный малый и средний бизнес,  -  так и будут дальше  за счет российского рынка развиваться польские питомники, голландские, бельгийские, и даже итальянские и турецкие. Какие угодно,   -  только не российские.  

Конкуренция на рынке посадочного материала

Российским производителям  посадочного материала приходится работать на высоко конкурентном рынке. В Европе рынок давно отлажен, наработаны опыт и технологии, что существенно удешевляет производство. Все, что необходимо для качественного современного питомниководства, - техника, оборудование, вспомогательные материалы, - все российским производителям приходится везти из Голландии, Польши, Германии… И обходится все это нам процентов на 30- 60 дороже, чем европейским коллегам.  А бамбуковые шесты для подвязки деревьев, например, после таможни и доставки  прибавляют все 100%  в цене. 

Нам говорят – покупайте наши трактора, нашу технику!  Но ведь  для питомниководства нужна специальная техника, которую найти в России практически невозможно.  Подавляющее большинство специальных машин и приспособлений для питомниководства в Росси просто не производятся.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать. Европейские питомники обладают технологиями, которые оттачивались  и отрабатывались веками. К нам приезжали голландцы, показывали, как они выкапывают деревья. Вы бы это видели! Движется машина выкопочная, выкапывает деревья.  Она даже не останавливается, чтобы дождаться, пока дерево будет упаковано.  Бригада в три человека успевает это дерево принять, упаковать в мешковину, в металлическую сетку, обвязать крону, положить дерево и подойти к следующему растению. Точнее, не подойти – подбежать. Они делают это почти бегом! Отточено буквально каждое движение. Когда завязывают кроны, руки мелькают так, что вот я, сколько ни смотрю, никак не могу уловить, как именно они их вяжут. Каждое движение доведено до автоматизма, как у фигуристов в спорте. Люди занимаются одними и теми же  операциями из года в год – в итоге получается качественная работа. И опять же – традиция. Они занимаются производством деревьев  из поколения в поколение, веками. Мы же сейчас только открываем для себя современное питомниководство. Узнали что-то новое, интересное –  уже событие! С коллегами поделились – те тоже ахают, радуются новому опыту. А в Европе наши открытия для них - азбучная истина, потому что так делал дедушка, так делал отец, теперь он этим занимается и его дети тоже продолжат эту традицию.

Если говорить о имеющихся у нас конкурентных преимуществах, то самое главное  – это возможность предложить покупателю  акклиматизированный материал. Когда мы говорим покупателю, что наши растения выращены на северо-западе Подмосковья – это большой плюс.

Второе - у нас более дешевая рабочая сила. Материал, который растет у нас в питомнике  4-5 лет, уже имеет достаточно  конкурентную цену, потому что добавочная стоимость формируется с учетом наших затрат, которые получаются все-таки ниже европейских.  Хотя разница в уровне зарплат не такая  уж огромная. Скажем, в одном немецком питомнике, расположенном в восточной Германии, рабочие получают на  руки от 1000 до 1300 Евро. А в нашем питомнике опытные рабочие получают 20-30 тысяч рублей.  А если сравнивать с венгерским питомником, наши зарплаты уже выше!

Я думаю, что со временем, когда у нас сложится более диверсифицированный рынок, когда мы сможем закупать посадочный материал у своих соотечественников, наши цены будут еще более привлекательными. Потому что сейчас в нашей  цене заложены очень значительные затраты на приобретение импортного посадочного материала и импортной техники. К сожалению, от импортной техники мы не сможем уйти еще очень долго, а вот от импортного посадочного материала  могли бы уйти, но для этого необходимо, чтобы в России  рынок питомников было более развитой, чтобы культура производства была выше. Мы в этом году уже некоторые заказы на посадочный материал сделали отечественным производителям. Посмотрим, что из этого получится. Но это только  самые первые шаги. К сожалению,  пока отечественный посадочный материал часто - нестандартного качества.  Да и его просто очень мало.

О питомнике

Я ни в коем случае не утверждаю, что в нашем питомнике все идеально и не бывает никаких сбоев. Проблемы бывают. Часть проблем связано с тем, что бизнес очень сезонный. И сезонность эта выражена  гораздо более ярко, чем в Европе. Например, в 2010 году была очень короткая весна, и мы выкапывали деревья только 3 недели, а не 6 - как это обычно бывает. И когда все выкопки, все погрузки сместились в один короткий промежуток времени – случались некоторые накладки  в работе. К огромному нашему сожалению.

Конечно,  мы стараемся сделать все, чтобы снова не повторить каких-то уже совершенных ошибок, анализируем все минусы. Мы постоянно стараемся учиться. Осмысленно и целенаправленно боремся за повышение качества продукции и обслуживания у себя в  питомнике.   Много ездим  по России и по  Европе, смотрим, как что  устроено у коллег. Из каждой поездки привозим целый фотоархив. Потом изучаем:  что хорошего можно перенять.

Мы много работаем и будем и дальше работать, воплощая в жизнь нашу основную концепцию: хороший ассортимент - хорошее качество - умеренная цена.»

Все статьи
Смотрите также
Итоги выставки ЦветыЭкспо / FlowersExpo – 2023
Что будет на выставке «ЦветыЭкспо-2023»?