English version Русская версия
ГлавнаяКаталог компанийНовостиВыставкиКрупным планомПрактикумО проекте
231
38503


Размышления о состоянии современного рынка срезки в России

14.09.2010 10:54


Предлагаем вашему вниманию небольшую выдержку из передачи "Финам FM", в которой на вопросы корреспондента отвечает Александр Литвиненко, первый заместитель генерального директора компании "Розовый сад".

 

Вопрос: Что сейчас происходит на рынке цветов у нас в России? Может быть, положение, можно сказать, плачевное после кризиса, потому что падение произошло достаточно серьезное, чуть ли не в два раза, даже на 8 Марта спрос упал в два раза. Так ли это? И если мы будем сравнивать потребительскую корзину, и там молоко, мясо, хлеб и цветы, то цветы, конечно, вылетают из этой корзины в первую очередь.

Литвиненко: Отчасти вы правы, потому что, конечно, кризис повлиял на все стороны экономики и жизни нашей страны. Цветы улетают, наверное, не в первую очередь, я, наверное, не соглашусь. Но они, безусловно, не в первой очереди стоят. Не улетают потому, что продолжают люди любить друг друга, ходить в гости, поздравлять с Днем рождения, поэтому цветы как нужны были, так и остаются необходимыми в повседневной жизни. Но, я скажу, что наши продажи именно российских цветов упали незначительно, может быть, процентов на 10-15, максимум 20. Я связываю это с тем, что, может быть, уменьшилось количество импортных цветов, которые на рынке были не востребованы.

Вопрос: То есть, наши производители где-то даже и выиграли, как в кризис 1998 года?

Литвиненко: Где-то выиграли, да, потому что мы ближе, мы мобильнее, цены у нас немножко пониже, поэтому мы более востребованы. Поэтому я считаю, что кризис, конечно, мы почувствовали, но не в столь значимой мере, как это может быть в других областях.

Вопрос: И если мы, например, возьмем за единицу одну розу. Одна красная, скажем, метровая роза – ее стоимость за последние два года упала, осталась такой же, возросла, напротив?

Литвиненко: Нет, в рознице практически цены одни и те же, они могут немножко меняться в опте, но это все зависит от курса евро и от того, какая цена на аукционе. Это что касается импортных роз. Что касается отечественных роз, наша оптовая цена, как правило, стабильная.

Вопрос: Сейчас российский цветочный рынок, каким образом выглядит? Сколько у нас иностранных игроков, сколько у нас подобных вам компаний российских производителей?

Литвиненко: Ну, в 2005 году, когда мы начинали, мы были практически одной из первых компаний, там стартовали две сразу компании. Сейчас таких, я думаю, где-то около полутора десятков отечественных производителей. То есть количество отечественных роз на рынке возрастает. Но пока темпы невелики, и так как рынок огромный, я думаю, что 10-12% это отечественные цветы, все остальное импорт. Отечественные производители просто еще не поняли, насколько это было бы интересно. Климат наш, как климат для сельского хозяйства в России, рискованный. У нас очень холодная зима и очень жаркое бывает, как допустим, в этом году, лето. Поэтому мы для этого построили специальную современную по технологии теплицу, чтобы как можно больше минимизировать влияние от погодных условий, и в этих теплицах выращиваем круглогодично наши цветы. Тем не менее, погодные условия влияют. В Голландии климат мягче, то есть, нет таких резких перепадов, поэтому им немножко легче.

Вопрос: Давайте просто по затратам – во сколько примерно обходится один гектар такой теплицы, которую вы построили?

Литвиненко: Примерно первоначальные вложения на один гектар требуют плюс- минус два миллиона евро. У нас сейчас 28 гектаров. Это - первоначальные вложения. Поддержание отдельно.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, через какое время вы планируете выйти на точку окупаемости или, может, вы уже на нее вышли?

Литвиненко: Теоретически 4-5 лет. Практически у нас получилось таким образом, что мы начали с трех гектар и думали, что мы на этих трех гектарах и остановимся. Но когда пошли первые продажи, и мы сами уже непосредственно окунулись в рынок, мы почувствовали, что надо продолжать. И если в 2005 году мы построили первые три гектара, то на следующий год мы построили еще шесть гектар, через год было построено еще семь гектар, и в декабре 2009 года мы открыли нашу четвертую очередь, это еще десять гектар. Мы развивались, и деньги переходили из одного проекта в другой.

Вопрос: Какие растения наиболее выгодно с экономической точки зрения выращивать у нас? Что продается лучше всего? Что проще всего вырастить?

Литвиненко: Выгоднее всего, проще я бы не сказал, но, во всяком случае, в определенной степени, наверное, легче, это выращивать розы. Здесь уже есть определенный опыт, хотя он, в общем-то, у российских предприятий специфический, я имею в виду тех, которые существовали в советское время. Почему специфический? Потому что условия, в которых выращивались розы в советское время, были совершенно отличные от тех, в которых мы сейчас выращиваем. Потому что раньше выращивались в земле, у нас сейчас, так называемый, беспочвенный метод – гидропоника. То есть, земли вообще нет. У нас стоят лотки примерно на 8-10 сантиметров от земли, в этих лотках лежат маты из минеральной ваты, в эти маты вставлены кубики (размер стороны 7 сантиметров), и в этих кубиках находится черенок розы. Мы подаем туда через капельницу питание, и он начинает там расти – пускает корни сначала в кубик, потом в мат, и в мате он эти корни развивает за счет питания, и оттуда поступают все необходимые для него питательные вещества. И потом этот куст растет, он дает один цветочек, второй, третий, четвертый. Одни срезал, на его месте вырастает второй. И так в течение, ну, оптимальный срок, 5-6 лет куст одни живет. После этого все это убирается, и ставятся опять маты, кубики. Это называется беспочвенный метод выращивания – гидропоника. У нас этого не было раньше. Поэтому с точки зрения выращивания цветов розы, наверное, наиболее оптимальные с экономической точки зрения. Но мы не остановились на розах, мы пошли навстречу потребностям рынка и наших клиентов, потому что у нас очень тесный контакт с нашими потребителями. Мы кроме роз начали выращивать хризантемы, альстромерии. Альстромерия - замечательный цветок, похожий немножко на колокольчик, очень красивый. Он, может быть, вызывает какие-то ассоциации и труднопроизносимый, но цветок очень красивый. Значит, кроме роз, альстромерии, хризантемы, герберы, лилии выращиваем, тюльпаны и в этом году пока экспериментально посадили один гектар орхидей.

Вопрос: Скажите честно, цветочный бизнес – это бизнес такой не простой, коррумпированный?

Литвиненко: Вы знаете, мой личный опыт не дает ни одного повода утверждать подобное. Потому что, может быть, это речь идет о тех временах или о тех компаниях, мне трудно говорить, которые занимаются импортными цветами. Мы занимаемся производством. Никаких подобных примеров на моем практическом пути еще не было, поэтому, дай Бог, что и не будет. На данный момент, я считаю, что здесь все спокойно.

Вопрос: Произошло, конечно, падение цветов на срез, но в то же самое время ненамного, но выросли продажи горшечных растений, в том числе и цветущих. Это, на ваш взгляд, перспективный рынок?

Литвиненко: Тенденция есть такая, то есть увеличение покупки горшечных цветов, но, на мой взгляд, эта тенденция идет параллельно увеличению покупки цветов на срезку.

 

По материалам передачи "Финам FM" «Они сделали это! История успеха Александра Литвиненко» от 13.09.2010

http://finam.fm/archive-view/3032/ 



Смотрите также
Регистрация компании
Copyright © 2007 - 2017 КЦ "Зеленая линия"
Все права на представленные материалы принадлежат ООО "КЦ "Зеленая линия" и защищены законом об авторском праве.
Несанкционированное копирование текстовых и графических материалов преследуется по закону. Использование материалов сайта допустимо только с письменного разрешения ООО "КЦ "Зеленая линия". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
Если Вы заметили ошибку на сайте - сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl + Enter
Inspiro