331
58253

Социально значимые салаты

Автор: Елена Маланкина, доктор сельскохозяйственных наук

Находясь по делам в университете Г. Менделя в Брно, я оказалась свидетелем реализации, на мой взгляд, очень интересной программы – курсов для социальных работников, которые работают в домах престарелых, интернатах для детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Не секрет, что взаимодействие с живой природой дарит массу положительных эмоций, позволяет получить полезные навыки и лучше адаптироваться в окружающем мире.

Я попала на занятие по использованию цветов и пряных растений в кулинарии. Солидные дамы с восторгом ходили по участку, пробовали все предложенные преподавателем цветы на вкус и собирали их в специальные ёмкости для дальнейшего использования в классе. Я, например, не представляла, что цветы бегонии имеют приятный кислый вкус, а  цветки вербены – довольно заметную горчинку. Несмотря на обилие пеларгоний на собственном балконе, мне ни разу не пришло в голову их пожевать. После наступила очередь пряных трав. Преподаватель показывала очередное растение, объясняла, для чего оно используется, как и в какое время его собирать, как сушить, а также вкратце - как посадить и как ухаживать.

После того, как все необходимое для занятия было собрано руками самих же обучающихся, начались занятия в классе. Разделившись на группы по 4-5 человек, дамы начали дружно готовить салаты. В качестве основы для приготовления салатов были взяты арбузы. Учитывая их абсолютно нейтральный вкус, можно было с помощью добавок моделировать все, что угодно. Для начала собранные травы были сгруппированы по сочетаемости, ведь не все и со всем гармонично смешивается, а цветы были разобраны по окраске, чтобы можно было с их помощью создавать салат в определённом стиле оформленный. В качестве дополнения использовали кто персик, кто яблочко, а кто апельсиновую цедру и ликёр.

После того, как все ингредиенты были смешаны, наступила череда  «украшательства». Здесь уже учащиеся на свой вкус раскладывали цветы и соцветия. Что из этого получилось - видно на фотографиях.

На вкус салаты оказались очень приятными и необычными. Думаю, что даже привередливая хозяйка не постеснялась бы их поставить на стол.

Следующим этапом было приготовление ароматных уксусов. Учащиеся узнали, что ароматические растения делают уксус не только вкуснее, но и позволяют ему лучше храниться, а также придают ему определённые лечебные свойства. Параллельно было рассказано о лечебных свойствах тимьяна, розмарина, душицы, майорана, чабера и других трав.

Нужно было видеть, с каким восторгом слушатели засовывали в красивые бутылочки растения, с любовью расправляли запакованный в стекло букетик и заливали стоящим рядом яблочным уксусом. Попутно учащимся была дана информация о том, как и сколько хранить этот уксус.

Следующим этапом было знакомство с растениями для саше, ароматных подушечек, которые нынче очень в моде. В заранее приготовленных мешочках было насыпано сухое сырьё, которое издавало прелестные ароматы: мелисса, тимьян, пупавка благородная, лаванда, чабер, шалфей и многие другие. Вся группа училась различать растения по запаху и попутно преподаватель объясняла, какое растение отпугивает моль, какое успокаивает, а какое помогает победить простуду.

Заключительным этапом занятия были чаи. Сначала заварили лечебные чаи с душицей, иссопом и мелиссой. А потом преподаватель продемонстрировала, как меняется цвет в зависимости от того, какое растение заваривают: для эксперимента были взяты цветки мальвы, василька и коровяка. Попутно были кратко даны пояснения по приготовлению сборов и смешиванию трав. Занятие завершилось дегустацией только что заваренных чаёв и сборов.

С точки зрения преподавателя, проводить подобное занятие очень энергозатратно, ни одной минуты не получается выпасть из процесса, обязательно нужен помощник, который берёт на себя ряд организационных моментов по раздаче и смене «реквизита», подготовке саше, подогреву чайников для заварки. Но эмоционально занятие проходит на одном дыхании, потому что слушатели полностью вовлечены в процесс. Это именно то, что в современной педагогике называется интерактивным обучением.

После занятия я попросила посмотреть учебный план, который реализует местный факультет садоводства по этой программе. Кроме описанного выше занятия, присутствовали темы по уходу за огородом, за садом, занятия по флористике, по консервированию и переработке плодов и овощей, и даже занятия по ландшафтному дизайну. Оказалось, что по этой аккредитованной программе работают три университета и обучение состоит из 3-х семестров: психология, медицина и садоводство. Если первые два присутствуют всегда и везде при обучении социальных работников, то третья часть, согласитесь, довольно необычна. Финансируется обучение либо за счёт организации, где трудится социальный работник, то есть за счет государства или владельца частного пансиона, либо за счёт самого работника, если он трудится частным образом (но таких очень мало).

Собственно, начиная эту статью, я ещё толком не могла сформулировать главную идею – использование цветов в кулинарии или обучение социальных работников различным навыкам для занятий с пожилыми, людьми с ограниченными возможностями и задержкой интеллектуального развития. Статей по использованию цветов в кулинарии множество и в книгах, и в интернете. Наверное, все же главное - именно то, что благодаря подобной программе социальные работники получают дополнительный инструмент работы с категорией людей, чьи возможности ограничены и они испытывают дефицит положительных эмоций и общения. Работа с растениями позволяет включиться в совместное творчество, приобрести определённые навыки для мелкой подработки, для людей с проблемами интеллектуального развития, просто занять себя.

Наверное, подобная кооперация учебных заведений между собой и с социальными службами могла бы принести большую пользу всем сторонам и, прежде всего, людям, которые и так лишены многого, что доступно нам и о чем мы просто не задумываемся.

Фото автора

Все статьи
Смотрите также


Смотрите также