Мозговой штурм – не сеанс психотерапии
озговой штурм сегодня известен весьма широко. Хотя подчас только по кинофильмам про прогрессивных ученых. Или по песенке Высоцкого про колхозников, готовых коллективно выправить «не тот аффект». Автором идеи «мозгового штурма» (или брэйнсторминга) является Алекс Осборн (США), который предложил этот метод еще в 40-е годы 20-го века.
В обычном представлении «мозговой штурм» – это когда собирается группа людей и начинает перебрасываться идеями. В ходе такого обмена и рождается самое лучшее решение. В принципе, это так. Но пригодная для бизнеса методика «мозгового штурма» несколько сложнее.
Прежде всего, очень важно ясно определить цель или проблему, причем так, чтобы это требовало определенного практического ответа. Чем яснее обрисована проблема, тем лучше ответы. Метод «мозгового штурма» особенно эффективен при решении относительно простых задач, решение сложной задачи таким способом возможно лишь при сильном дроблении на более мелкие «подзадачи».
Руководитель заседания должен побудить участников высказать как можно больше предложений. Пусть говорят по кругу все, чтобы каждый высказал свою идею.
Решающий при «мозговом штурме» отправной пункт, от которого все зависит, – нельзя осуждать никакое предложение. Не разрешается ни обсуждение, ни комментарии, недопустимы даже усмешки и улыбки. Неразрешено, например, говорить: «Это хорошо», «Это плохо», «Это мы не сможем сделать». Наоборот, любая высказанная идея, даже самая безумная и фантастическая, должна быть поддержана руководителем штурма, ибо именно такая поддержка стимулирует дальнейший творческий процесс поиска решения проблемы. Ибо цель «мозгового штурма» – развить как можно больше мыслей в возможно более короткое время. Цель – это количество; о качестве вы будете думать позже.
Понятно, что «мозговой штурм» возможно осуществлять только в группах. Оптимальное количество участников группы составляет от 4 до 7 человек. Исходный мотивирующий пункт для совместной работы – в идее, что группа всегда умнее, чем один человек.
Применять «мозговой штурм» нужно как можно чаще – эта методика функционирует лучше, когда к ней вырабатывается привычка. Одно заседание должно длиться от 15 до 45 минут. Как правило, тут действует пункт, что вы начинаете и заканчиваете «штурм» в определенное время. Если вы к началу заседания даете понять, что «мозговой штурм» по определенному вопросу будет длиться 30 минут, вы должны его точно закончить через 30 минут. Чем точнее установлено время, тем лучше работает мозг в течение этого периода.
Важно, чтобы кто-либо во время заседания вел протокол и вносил все мысли, как только они высказываются. В некоторых компаниях заседания команд «мозгового штурма» фиксируются на видеопленку или диктофон, чтобы не была утеряна ни одна идея, генерированная в ходе работы. После заседания соберите все идеи, что бы их позже проверить и оценить.