Чтобы хорошо выступить, надо хорошо подумать
16.01.2008 17:13
ля многих выступление перед публикой сопряжено с большим стрессом. Между тем, ничего в этом особенного нет. Если все заранее хорошо продумать и подготовить. Что можно и нужно сделать?
Выступления перед большой аудиторией не могут и не должны быть внезапными, к ним необходимо тщательно готовиться. Обычно такая подготовка состоит из сбора информации о приглашенных участниках и подробного ее анализа.
А именно:
- Кто будет присутствовать? Здесь речь идет скорее не о фамилии и имени человека, а, прежде всего о том, какое место он занимает в фирме (менеджер по продажам, глава креативного отдела, генеральный директор, главный инженер), так как его интересы, возражения, предложения напрямую зависят от занимаемой должности. Поэтому по возможности как можно чаще общайтесь с большим количеством людей еще до выступления. Таким образом, вы сможете определить, кто вас поддержит, а кто нет, какие у человека профессиональные интересы, а что волнует его лично.
- В чем со стоит внешняя сторона выступления? Здесь речь идет о необходимом оборудовании и приспособлениях, которые вам понадобятся, о помощниках и ассистентах, которые помогут вам, если число участников велико.
Во время самого выступления контролируйте себя по следующим позициям:
- Нет ли у вас предвзятого мнения о ком-то из слушателей? Если есть – забудьте.
- Держитесь ли вы прямо, двигаетесь ли, жестикулируете? Так ваши слова будут лучше восприниматься.
- Держите ли вы в поле зрения всех участников? Не выделяйте кого-то одного, поддерживайте визуальный контакт со всеми. По возможности задерживайте внимание на отдельном слушателе несколько секунд: каждый должен ощущать, что ваши слова обращены именно к нему.
- Не обращаете ли вы внимание, если некоторые из слушателей начинают обмениваться мнениями? Не надо этого делать, это ерунда. Вежливо прервите разговор только тогда, когда высказывания о вашей фирме и продукции не соответствуют действительности.
- Отвечаете ли на любые вопросы и возражения? Это дает возможность укрепить свою позицию. При этом обращайтесь непосредственно к инициатору вопроса или возражения.