265
62536

Два возможных пути развития рынка товаров для сада. На примере рынков Европы и США

Автор: П.Ю. Ершов, Ген. директор Управляющей организации ООО «Ростком»

Актуальная ситуация и тенденции развития мирового рынка товаров для сада

По данным маркетингового агентства MarketLine, объем мирового рынка товаров для сада и отдыха на открытом воздухе вырос на 3,4% в 2011 г., достигнув $186,543 млрд в ценах продаж. По прогнозам аналитиков MarketLine, к 2016 г. рынок достигнет $219,727 млрд, увеличившись на 17,8% по отношению к 2011 году. Таким образом, показатель CAGR в 2011-2016 гг. составит 3,3%.

Суммарный объем мирового рынка товаров для дома и товаров для сада, согласно данным Euromonitor, составил в 2011 г. $941 млрд (в ценах продаж), таким образом, доля товаров для сада и отдыха на открытом воздухе составляет около 20 % данного сегмента.

Растения, кусты и почвенные субстраты - крупнейший сегмент товаров, доля которого составляет 56,1% объема мирового рынка. Что касается географического распределения, то крупнейшими участниками мирового рынка товаров для сада и отдыха на открытом воздухе являются Европа (36,9%) и США (26,3%), на долю Китая приходится 10,6%, Японии - 7,0 %. Следует подчеркнуть, что речь идет о цивилизованной торговле товарами для сада, приведенные цифры не включают объемы продаж на сельскохозяйственных рынках и у частных продавцов, что объясняет сравнительно низкую долю Китая в объеме мирового рынка.

Рынок садовых товаров - наиболее быстрорастущий на фоне глобальных рынков DIY и товаров для дома. Однако темпы развития заметно различаются в зависимости от региона: в Европе наблюдается замедление темпов прироста, вызванное продолжающейся рецессией; в США рынок садовых товаров также демонстрирует снижение, а в Китае отмечается стабильный прирост на уровне 10 % ежегодно в 2007-2011 годах. Японский рынок в последние года демонстрирует скромные темпы прироста - по данным MarketLine, CAGR в 2007-2011 гг. составил 0,4 процента.

Однако в следующие пять лет на рынке товаров для сада и отдыха по-прежнему будут наблюдаться разнонаправленные тенденции, связанные с рецессией в Европе и ожиданием нового финансового кризиса. По оценкам Euromonitor, только Китай сохранит двузначные темпы прироста в 2012-2016 гг., в то время как рынки большинства развитых странах, где отмечаются наиболее высокие расходы на товары для сада и дома, будут сокращаться. К таким рынкам относятся, например, Швейцария, Нидерланды, Германия и Австралия, где траты на товары для сада и дома составляют не менее 2 000 долларов в год в расчете на одно домохозяйство.

Табл. «Затраты на покупку товаров для дома и сада в расчете на одно домохозяйство - географическое распределение по странам, 2011 г.»

Страна

Затраты в расчете на одно домохозяйство, доллар США

Германия, Австралия

Более 2 000

США, Канада, Швеция, Англия, Франция, Испания, Япония

1 000 – 1 999

Бразилия, Турция

500 - 999

Мексика, Аргентина, Южная Африканская Республика, Малайзия,  Индонезия, Филиппины, Таиланд, Китай, Россия

100 - 499

Индия

Менее 99

В настоящее время страны с доминирующим городским населением тратят на товары для сада и дома существенно больше, чем страны, где преобладает сельское население (Euromonitor). Так, в Индии, где насчитывается около 230 млн домохозяйств, среднегодовые расходы на товары для сада и дома составляют менее 50 долл. США. При этом в 2011 г. доля сельского населения в стране составляла 70 %.

При этом в странах, где расходы составляли более 1 000 долларов, три четверти населения являются городскими жителями. По мнению аналитиков Euromonitor, по мере урбанизации стран будут расти и расходы на товары для дома и сада. Россия, Китай и ЮАР являются странами, среднегодовые расходы на товары для дома и сада которых в следующие пять лет преодолеют порог в 500 долларов на одно домохозяйство.

Актуальная ситуация и тенденция развития рынка садовых товаров в США

На рынке США садовые центры не получили широкого распространения в виде сетевых розничных проектов. Единственной крупной сетью специализированных садовых центров, действующей в настоящее время, является компания Armstrong Garden Centers Inc., работающая в штате Калифорния (31 магазин). Большинство садовых центров США существуют как отдельные проекты. Значительная часть продаж садовых товаров находится на оранжереи в крупных аутлет центрах и гипермаркетах. Также сильны позиции крупных сетей DIY-гипермаркетов сетей – Lowe`s, Target и др.

Кроме того, специфика рынка США в том, что большая часть садовых товаров продается через сетевые и самостоятельные магазины, ориентированные на обслуживание фермеров. Наряду с товарами для сада (около 40 % ассортимента), в таких центрах продаются корма, сельхозтехника и т.п. Крупнейшими сетями такого рода являются компании Tractor States Supply Co., насчитывающая 1130 магазинов в 45 штатах, и Southern States Cooperative, насчитывающая 1200 магазинов в 23 штатах.

Большинство садовых центров входят в состав закупочных кооперативов. В Штатах крупнейшими из них являются Master Nursery Garden Centers (около 800 компаний), Home and Garden Showplace (260 компаний), Northwest Nursery Buyers Association (46 компаний) и ECGC (объединяет 14 крупных компаний), Garden Centers of America (GCA, около 15 независимых садовых центров). Всего на сегодняшний день в США работает около 16 тыс. садовых центров. Наибольшая конкуренция в настоящее время отмечается между садовыми центрами и питомниками и магазинами товаров для дома и интерьера, которые ежегодно увеличивают долю рынка.

На долю сетевых торговых центров по продаже товаров для обустройства дома и ремонта и сетевых FMCG-магазинов приходилось более 50% продаж товаров для сада. Интересно отметить, что садовые центры и питомники обеспечивают только 17% продаж товаров для сада.

Основная продаваемая продукция садовых центров США – зерно и корма для животных для фермерских хозяйств (30%), удобрения и продукция для ухода за почвами (25%), семена и саженцы для открытых грунтов (15%). Остальной объем продаж садовых центров составляют оборудование, топливо, корма для животных, оборудование для ухода за газонами, садовый инвентарь, запасные части к оборудованию и т.п. (данные Hoover`s Inc.). Садовые центры США также развивают сервисные услуги – ремонт оборудования, техническое обслуживание, аренда оборудования для обработки сада и т.п. Некоторые садовые центры предлагают также услуги ландшафтного дизайна и услуги по установке оборудования (систем полива и т.п.).

Актуальная ситуация и тенденция развития рынка садовых товаров в Западной Европе

Рынок западной Европы характеризуется наиболее древними традициями в области торговли товарами для сада. Крупные специализированные оранжереи, питомники и сады, продающие садовые культуры розничным потребителям, здесь появились еще в середине XVIII века. Наиболее развиты традиции садоводства в Великобритании, Нидерландах, Австрии, Франции. Здесь развиты как специализированные сети садовых центров и отдельные крупные магазины, так и торговля садовыми товарами через отделы в DIY сетях и гипермаркетах / супермаркетах универсального типа.

В 2011 г. на многих рынках Западной Европы отмечалось снижение объемов продаж, связанное с усиливающейся рецессией. В большинстве стран объемы продаж товаров для сада и отдыха на свежем воздухе не достигли предкризисных показателей. В 2012 г. трудно ожидать улучшения ситуации, поскольку экономический кризис в Западной Европе усиливается, растет количество безработных, а доходы населения снижаются. Для большинства жителей стран Западной Европы работа в саду - это хобби, а подобные расходы в условиях кризиса сокращаются в первую очередь.

Наиболее известные садовые центры и садовые гипермаркеты европейского формата — сети Jardiland и Vive le Jardin, представленные 212 садовыми центрами во Франции, Испании, Португалии и Швейцарии; сеть Plantasjen (107 центров в Норвегии, Швеции и Финляндии); сеть Dehner (110 садовых центров в Германии и Австрии), сеть Villa Verde (71 магазин во Франции), сеть Botanic (68 магазинов во Франции), сеть Intratuin (более 60 садовых центров в Нидерландах и Бельгии), сеть Delbard (58 магазинов во Франции), сеть Truffaut (57 центров во Франции и Англии).

Наибольшее же распространение в данном сегменте получили одиночные садовые центры или небольшие локальные сети (насчитывающие несколько магазинов в пределах одной провинции, штата, кантона), что обусловлено спецификой товара (сложность в транспортировке, хранении, зависимость от климата, менталитета потребителей и т.п.). Среди наиболее известных компаний можно назвать Vive Le Jardin во Франции, Dobbies, Garden Store, Notcutts, Squires, Hillier и Wyevale в Великобритании.

Основные тенденции и показатели розничной торговли товарами для сада и отдыха в РФ

Российский рынок товаров для сада и отдыха на свежем воздухе находится сейчас в начальной стадии развития. Основными характеристиками розничного садоводческого рынка в РФ являются сильная фрагментированность и невысокая доля современных форматов торговли, что отличает российский рынок от развитого европейского. Аналогичная ситуация наблюдается и в потребительских предпочтениях россиян, которые покупают гораздо меньше товаров для декорирования и отдыха, чем европейские покупатели.

Торговля товарами для садоводства осуществляется в специализированных магазинах, садовых центрах, садовых гипермаркетах, DIY-сетях, питомниках и оранжереях, а также в интернет-магазинах, специализирующихся на продаже соответствующих товаров.

Годовой объем розничного рынка товаров для сада и отдыха составил в 2011 г. $1,5-2,0 млрд. Темпы прироста рынка составили, таким образом, около 15% в долларах и 8-10% - в рублях.

Модель развития российского рынка существенно отличается от большинства европейских стран. Основной причиной является различие в климатических условиях между Европой и большинством регионов РФ. Кроме того, существует заметная разница в менталитете российских и европейских садоводов, которая оказывает влияние на тенденции развития рынка.

Российский рынок развивается в большей степени по американской модели: "По сравнению с США мы находимся в более близком подобии, поскольку рынок товаров для сада США полностью захвачен DIY магазинами, и садовые центры не сумели объединиться в реальные сети и противостоять развитию DIY -розницы, поэтому на сегодняшний день рынок садовых центров США тоже находится в "убогом" состоянии, это, скорее, большие отделы при теплицах или какие-то фермерские магазины или хобби, т.е. серьезных садовых центров в массовом количестве в США нет, все продается в DIY ".

На долю DIY-сетей в городах миллионниках приходится около 40% продаж товаров для сада. На сегодняшний день лидирующее положение на рынке продаж товаров для сада занимают именно сети DIY, такие как "ОБИ", "Леруа Мерлен", "Касторама" и частично "АШАН", которые пропускают через себя основные потоки продукции практически по всем товарным категориям, с которыми работают. Единственная категория, по которой эти компании существенно проигрывают - это живые растения. И если в магазинах "ОБИ" живые комнатные растения представлены достаточно хорошо, то уличный ассортимент в этих сетях представлен недостаточно. Т.е. по всем категориям товаров DIY магазины опережают те зачатки садовых центров, которые есть на рынке.

Все статьи
Смотрите также
175 лет Benary!!!
175 лет Benary!!! Время виолы!