English version Русская версия
ГлавнаяКаталог компанийНовостиВыставкиКрупным планомПрактикумО проекте
238
38370
Практикум

Школа делового этикета Школа делового этикета
Владение правилами делового этикета и этики – залог вашего успеха и необходимый элемент вашего профессионализма
Маленькие хитрости Маленькие хитрости
Короткие полезные советы на все случаи деловой жизни для руководителей и менеджеров. Минимум времени на чтение – максимум пользы в применении на практике!
Готовимся к выставке Готовимся к выставке
Краткое руководство по достижению успеха при работе на выставочных мероприятиях
Практикум Практикум
Практические рекомендации российских и зарубежных специалистов по самым разным вопросам организации и ведения бизнеса для менеджеров всех уровней
Профликбез Профликбез
Образовательные и оригинальные статьи на профессиональные темы. Необходимые знания, изложенные простым языком
На книжной полке На книжной полке
Надежный гид в мире новинок профессиональной литературы поможет не пропустить полезную книгу и всегда быть в курсе современных тенденции и течений в отрасли
Лестница в интернет Лестница в интернет
Ступеньки этой лестницы ведут к успешному ведению бизнеса в Интернете. Просто и понятно обо всех тонкостях и секретах интернет-маркетинга
  


Два возможных пути развития рынка товаров для сада. На примере рынков Европы и США

14.03.2013 10:30

Автор: П.Ю. Ершов, Ген. директор Управляющей организации ООО «Ростком»

Актуальная ситуация и тенденции развития мирового рынка товаров для сада

По данным маркетингового агентства MarketLine, объем мирового рынка товаров для сада и отдыха на открытом воздухе вырос на 3,4% в 2011 г., достигнув $186,543 млрд в ценах продаж. По прогнозам аналитиков MarketLine, к 2016 г. рынок достигнет $219,727 млрд, увеличившись на 17,8% по отношению к 2011 году. Таким образом, показатель CAGR в 2011-2016 гг. составит 3,3%.

Суммарный объем мирового рынка товаров для дома и товаров для сада, согласно данным Euromonitor, составил в 2011 г. $941 млрд (в ценах продаж), таким образом, доля товаров для сада и отдыха на открытом воздухе составляет около 20 % данного сегмента.

Растения, кусты и почвенные субстраты - крупнейший сегмент товаров, доля которого составляет 56,1% объема мирового рынка. Что касается географического распределения, то крупнейшими участниками мирового рынка товаров для сада и отдыха на открытом воздухе являются Европа (36,9%) и США (26,3%), на долю Китая приходится 10,6%, Японии - 7,0 %. Следует подчеркнуть, что речь идет о цивилизованной торговле товарами для сада, приведенные цифры не включают объемы продаж на сельскохозяйственных рынках и у частных продавцов, что объясняет сравнительно низкую долю Китая в объеме мирового рынка.

Рынок садовых товаров - наиболее быстрорастущий на фоне глобальных рынков DIY и товаров для дома. Однако темпы развития заметно различаются в зависимости от региона: в Европе наблюдается замедление темпов прироста, вызванное продолжающейся рецессией; в США рынок садовых товаров также демонстрирует снижение, а в Китае отмечается стабильный прирост на уровне 10 % ежегодно в 2007-2011 годах. Японский рынок в последние года демонстрирует скромные темпы прироста - по данным MarketLine, CAGR в 2007-2011 гг. составил 0,4 процента.

Однако в следующие пять лет на рынке товаров для сада и отдыха по-прежнему будут наблюдаться разнонаправленные тенденции, связанные с рецессией в Европе и ожиданием нового финансового кризиса. По оценкам Euromonitor, только Китай сохранит двузначные темпы прироста в 2012-2016 гг., в то время как рынки большинства развитых странах, где отмечаются наиболее высокие расходы на товары для сада и дома, будут сокращаться. К таким рынкам относятся, например, Швейцария, Нидерланды, Германия и Австралия, где траты на товары для сада и дома составляют не менее 2 000 долларов в год в расчете на одно домохозяйство.

Табл. «Затраты на покупку товаров для дома и сада в расчете на одно домохозяйство - географическое распределение по странам, 2011 г.»

Страна

Затраты в расчете на одно домохозяйство, доллар США

Германия, Австралия

Более 2 000

США, Канада, Швеция, Англия, Франция, Испания, Япония

1 000 – 1 999

Бразилия, Турция

500 - 999

Мексика, Аргентина, Южная Африканская Республика, Малайзия,  Индонезия, Филиппины, Таиланд, Китай, Россия

100 - 499

Индия

Менее 99

В настоящее время страны с доминирующим городским населением тратят на товары для сада и дома существенно больше, чем страны, где преобладает сельское население (Euromonitor). Так, в Индии, где насчитывается около 230 млн домохозяйств, среднегодовые расходы на товары для сада и дома составляют менее 50 долл. США. При этом в 2011 г. доля сельского населения в стране составляла 70 %.

При этом в странах, где расходы составляли более 1 000 долларов, три четверти населения являются городскими жителями. По мнению аналитиков Euromonitor, по мере урбанизации стран будут расти и расходы на товары для дома и сада. Россия, Китай и ЮАР являются странами, среднегодовые расходы на товары для дома и сада которых в следующие пять лет преодолеют порог в 500 долларов на одно домохозяйство.

Актуальная ситуация и тенденция развития рынка садовых товаров в США

На рынке США садовые центры не получили широкого распространения в виде сетевых розничных проектов. Единственной крупной сетью специализированных садовых центров, действующей в настоящее время, является компания Armstrong Garden Centers Inc., работающая в штате Калифорния (31 магазин). Большинство садовых центров США существуют как отдельные проекты. Значительная часть продаж садовых товаров находится на оранжереи в крупных аутлет центрах и гипермаркетах. Также сильны позиции крупных сетей DIY-гипермаркетов сетей – Lowe`s, Target и др.

Кроме того, специфика рынка США в том, что большая часть садовых товаров продается через сетевые и самостоятельные магазины, ориентированные на обслуживание фермеров. Наряду с товарами для сада (около 40 % ассортимента), в таких центрах продаются корма, сельхозтехника и т.п. Крупнейшими сетями такого рода являются компании Tractor States Supply Co., насчитывающая 1130 магазинов в 45 штатах, и Southern States Cooperative, насчитывающая 1200 магазинов в 23 штатах.

Большинство садовых центров входят в состав закупочных кооперативов. В Штатах крупнейшими из них являются Master Nursery Garden Centers (около 800 компаний), Home and Garden Showplace (260 компаний), Northwest Nursery Buyers Association (46 компаний) и ECGC (объединяет 14 крупных компаний), Garden Centers of America (GCA, около 15 независимых садовых центров). Всего на сегодняшний день в США работает около 16 тыс. садовых центров. Наибольшая конкуренция в настоящее время отмечается между садовыми центрами и питомниками и магазинами товаров для дома и интерьера, которые ежегодно увеличивают долю рынка.

На долю сетевых торговых центров по продаже товаров для обустройства дома и ремонта и сетевых FMCG-магазинов приходилось более 50% продаж товаров для сада. Интересно отметить, что садовые центры и питомники обеспечивают только 17% продаж товаров для сада.

Основная продаваемая продукция садовых центров США – зерно и корма для животных для фермерских хозяйств (30%), удобрения и продукция для ухода за почвами (25%), семена и саженцы для открытых грунтов (15%). Остальной объем продаж садовых центров составляют оборудование, топливо, корма для животных, оборудование для ухода за газонами, садовый инвентарь, запасные части к оборудованию и т.п. (данные Hoover`s Inc.). Садовые центры США также развивают сервисные услуги – ремонт оборудования, техническое обслуживание, аренда оборудования для обработки сада и т.п. Некоторые садовые центры предлагают также услуги ландшафтного дизайна и услуги по установке оборудования (систем полива и т.п.).

Актуальная ситуация и тенденция развития рынка садовых товаров в Западной Европе

Рынок западной Европы характеризуется наиболее древними традициями в области торговли товарами для сада. Крупные специализированные оранжереи, питомники и сады, продающие садовые культуры розничным потребителям, здесь появились еще в середине XVIII века. Наиболее развиты традиции садоводства в Великобритании, Нидерландах, Австрии, Франции. Здесь развиты как специализированные сети садовых центров и отдельные крупные магазины, так и торговля садовыми товарами через отделы в DIY сетях и гипермаркетах / супермаркетах универсального типа.

В 2011 г. на многих рынках Западной Европы отмечалось снижение объемов продаж, связанное с усиливающейся рецессией. В большинстве стран объемы продаж товаров для сада и отдыха на свежем воздухе не достигли предкризисных показателей. В 2012 г. трудно ожидать улучшения ситуации, поскольку экономический кризис в Западной Европе усиливается, растет количество безработных, а доходы населения снижаются. Для большинства жителей стран Западной Европы работа в саду - это хобби, а подобные расходы в условиях кризиса сокращаются в первую очередь.

Наиболее известные садовые центры и садовые гипермаркеты европейского формата — сети Jardiland и Vive le Jardin, представленные 212 садовыми центрами во Франции, Испании, Португалии и Швейцарии; сеть Plantasjen (107 центров в Норвегии, Швеции и Финляндии); сеть Dehner (110 садовых центров в Германии и Австрии), сеть Villa Verde (71 магазин во Франции), сеть Botanic (68 магазинов во Франции), сеть Intratuin (более 60 садовых центров в Нидерландах и Бельгии), сеть Delbard (58 магазинов во Франции), сеть Truffaut (57 центров во Франции и Англии).

Наибольшее же распространение в данном сегменте получили одиночные садовые центры или небольшие локальные сети (насчитывающие несколько магазинов в пределах одной провинции, штата, кантона), что обусловлено спецификой товара (сложность в транспортировке, хранении, зависимость от климата, менталитета потребителей и т.п.). Среди наиболее известных компаний можно назвать Vive Le Jardin во Франции, Dobbies, Garden Store, Notcutts, Squires, Hillier и Wyevale в Великобритании.

Основные тенденции и показатели розничной торговли товарами для сада и отдыха в РФ

Российский рынок товаров для сада и отдыха на свежем воздухе находится сейчас в начальной стадии развития. Основными характеристиками розничного садоводческого рынка в РФ являются сильная фрагментированность и невысокая доля современных форматов торговли, что отличает российский рынок от развитого европейского. Аналогичная ситуация наблюдается и в потребительских предпочтениях россиян, которые покупают гораздо меньше товаров для декорирования и отдыха, чем европейские покупатели.

Торговля товарами для садоводства осуществляется в специализированных магазинах, садовых центрах, садовых гипермаркетах, DIY-сетях, питомниках и оранжереях, а также в интернет-магазинах, специализирующихся на продаже соответствующих товаров.

Годовой объем розничного рынка товаров для сада и отдыха составил в 2011 г. $1,5-2,0 млрд. Темпы прироста рынка составили, таким образом, около 15% в долларах и 8-10% - в рублях.

Модель развития российского рынка существенно отличается от большинства европейских стран. Основной причиной является различие в климатических условиях между Европой и большинством регионов РФ. Кроме того, существует заметная разница в менталитете российских и европейских садоводов, которая оказывает влияние на тенденции развития рынка.

Российский рынок развивается в большей степени по американской модели: "По сравнению с США мы находимся в более близком подобии, поскольку рынок товаров для сада США полностью захвачен DIY магазинами, и садовые центры не сумели объединиться в реальные сети и противостоять развитию DIY -розницы, поэтому на сегодняшний день рынок садовых центров США тоже находится в "убогом" состоянии, это, скорее, большие отделы при теплицах или какие-то фермерские магазины или хобби, т.е. серьезных садовых центров в массовом количестве в США нет, все продается в DIY ".

На долю DIY-сетей в городах миллионниках приходится около 40% продаж товаров для сада. На сегодняшний день лидирующее положение на рынке продаж товаров для сада занимают именно сети DIY, такие как "ОБИ", "Леруа Мерлен", "Касторама" и частично "АШАН", которые пропускают через себя основные потоки продукции практически по всем товарным категориям, с которыми работают. Единственная категория, по которой эти компании существенно проигрывают - это живые растения. И если в магазинах "ОБИ" живые комнатные растения представлены достаточно хорошо, то уличный ассортимент в этих сетях представлен недостаточно. Т.е. по всем категориям товаров DIY магазины опережают те зачатки садовых центров, которые есть на рынке.



Смотрите также
Регистрация компании
Copyright © 2007 - 2017 КЦ "Зеленая линия"
Все права на представленные материалы принадлежат ООО "КЦ "Зеленая линия" и защищены законом об авторском праве.
Несанкционированное копирование текстовых и графических материалов преследуется по закону. Использование материалов сайта допустимо только с письменного разрешения ООО "КЦ "Зеленая линия". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
Если Вы заметили ошибку на сайте - сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl + Enter
Inspiro