Организация и обслуживание парков и других зеленых общественных территорий
Парковое хозяйство – огромный и сложный организм, требующий серьезного менеджмента и немалых средств. Всем аспектам функционирования и обслуживания парков была посвящена конференция «Организация и обслуживание парков и других общественных зеленых территорий», организованная в октябре 2013 года ВО «РОСИНЭКС».
В последние годы для развития парков в Москве сделано очень много. Этот вопрос напрямую связан с повышением качества жизни людей – более 42% москвичей называют отдых в парке самым любимым способом проведения досуга. По сравнению с 2010 годом суммарная посещаемость парков в Москве в 2012 году выросла с 8 до 24 млн. человек.
По словам А. В. Бояркова, директора ПКиО «Измайловский», парк принимает в будни зимой 3000 посетителей ежедневно, летом – 9700, а выходные и праздничные дни эти цифры возрастают до 1080-21800 и 27000-28200, соответственно. Парк был создан в 1931 году, его живописная территория занимает 310, 39 га. Это уникальное сочетание живой природы и множества площадок для активного отдыха и культурного досуга. Измайловский ПКиО сегодня - это семейно-ориентированный парк. К услугам посетителей - парковка, торговые точки, бесплатный Wi-Fi, уютные кафе, большое колесо обозрения, лодочная станция, комплексы аттракционов, концертные эстрады, детский центр «Светлячок», пункты проката спортинвентаря, веревочный городок, кинотеатры 5-D и 7-D, спортивные и детские площадки, каток и площадка для керлинга, лучно-арбалетные тиры, читальни.
В своем докладе А.С. Гинзбург, руководитель Комиссии по экологической политике и устойчивому развитию Общественной палаты города Москвы, подчеркнул, что в 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза. Часть присоединенных территорий Новой Москвы отведена под рекреационные зоны для отдыха горожан и улучшения экологического климата. В правительстве Москвы развернуто 22 программы по экологическим проблемам столицы. В 2012 году в Москве посажено беспрецедентно большое число деревьев - 133 670, локально началось использование новых технологий энергоснабжения – солнечных батарей.
Развернута студенческая программа EuroSolarRussia, предусматривающая интерактивные семинары и конкурс творческих работ по применению возобновляемых источников энергии в городской среде. Она позволит информировать молодежь и широкие слои населения о новых путях получения энергии, поддерживать курсовые и дипломные проекты в этой области, организовывать стажировки в европейских компаниях для победителей конкурса. Авторитетное жюри специалистов возглавляет нобелевский лауреат, академик РАН Жорес Алферов.
До конца 2013 года 73 парковые территории переходят в ведение Департамента культуры Москвы. Большая их часть – парки районного значения. Парки, бульвары, скверы и другие пешеходные зоны объединены в единую программу развития общественных пространств. Знаковый проект 2013 г. - благоустройство Крымской набережной, превращение нефункциональной объездной дороги в зеленый оазис в центре Москвы. Благоустройство парка на улице Руставели – программа «Парк под ключ», предусматривающая благоустройство парка целиком, а не поэтапно. Вместо металлического забора здесь предусмотрена сплошная скамейка с клумбами, 4 детские площадки, танцевальная площадка, спортивная площадка: зимой - каток с искусственным льдом, летом – поле для игр, сцена, шахматно-шашечный клуб, «Зеленый офис».
В 2013 году в Москве введены новые пешеходные зоны в Замоскворечье, на Тверской площади, в Ордынском тупике, Пятницком переулке. В озеленении использованы высокодекоративные и устойчивые к городской среде растения: клен остролистный, липа голландская, сирень обыкновенная, чубушник венечный, смородина альпийская, снежноягодник белый, туи "Columna" и "Danica", яблоня Недзвецкого, спирея японская "Magic Carpet", жимолость татарская "Hack Red", барбарисы Тунберга «Aurea» и "Harlequin", лапчатка кустарниковая, хоста волнистая, гейхера “Chocolate Ruffles”. Применяется также кадочное озеленение.
В прошлом году данная конференция отвела большую часть времени московским паркам. В этот раз в центре внимания были парки Подмосковья. Из 52 существующих парков представители Департамента культуры Московской области посетили 43 и пришли к выводу, что с ними ситуация гораздо хуже, чем с московскими. И все же конкурс «Парки Подмосковья отметил наградами в 15 и 10,5 миллионов рублей соответственно, городской округ Подольск в номинации «Лучшее преобразование парка» и городское поселение Сергиев Посад за «Лучший проект по созданию нового парка». Специальной денежной премией в 1 млн. рублей отмечены парк городского поселения Мытищи "За лучший ландшафтный дизайн парковой зоны"; городское поселение Кашира "За креативный подход к созданию зон отдыха населения"; городской округ Лобня "За лучшее оформление детской площадки парка".
Современные тенденции рассматривают парковое хозяйство как комплекс мероприятий по предоставлению услуги отдыха горожанам. Территория полноценного современного парка может иметь следующие зоны:
- пешеходная, прогулочная зона (лесные, парковые массивы);
- детские площадки;
- аттракционы;
- выставки;
- общественное питание;
- эстрады, концертные площадки;
- спортивные площадки и тренажеры;
- инфраструктура активного отдыха.
Компания Pronatour выдвинула концепцию «Активный город». Она основана в 1999 в Австрии, позже открыла свои офисы в Германии, Болгарии, Тироле. Активный город с точки зрения экономики очень рентабелен благодаря развитию индустрии развлечений и рекламы (парки, сады, игровые площадки, аквапарки, скейт, байк и другие развлечения, фитнесс и путешествия, гольф, футбол, волейбол и баскетбол).
На счету компании уже немало проектов, реализованных не только в Австрии: Туристический центр «Король Абдула» - Джедда/ Саудовская Аравия, Велопарк Чепеларе, создание туристической инфрастуктуры в Национальном парке «Центр Балкан» в Габрово, детского лыжного центра “Фихтелланд” в Радщат-Алтенмаркт (Австрия), план туризма Самнаун - Грисон / Швейцария), Парк приключений «Шестое чувство», - Серфаус, Implementation and extension of “Галстиланд“ в Галстерберг – Пругерн, Баден. Объекты стали более привлекательны для посетителей, при прежнем посещении в 30 тыс. человек сейчас приток посетителей составляет 100-200 тыс.
Возможностей для подержания и совершенствования инфраструктуры парков с каждым годом становится все больше. Множество компаний провело презентации своей продукции для парков.
Фонтан – необходимый элемент благоустройства территорий, центр отдыха и развлечений. Быстровозводимые фонтаны Группы компаний «Бородин» современны и разнообразны по дизайну. Стоимостью до 1 млн. руб., они в несколько раз дешевле традиционных технологий. Конструкция позволяет разнообразить дизайн, создавая всевозможные визуальные эффекты.
И.А. Савватеева, президент Ассоциации Производителей Посадочного материала, и С.А. Арзамасцев (Агрофирма «Современный декоративный питомник») наглядно продемонстрировали, что отечественные питомники готовы предоставить для парков посадочный материал лиственных и хвойных пород, соответствующий высоким стандартам качества.
Итальянская компания «Punto Design» готова предоставить комплексные услуги по ландшафтному дизайну, современную парковую мебель, необычную садовую скульптуру, долговечные керамические материалы под дерево для мощения, посадочный материал, в том числе, крупномеров из Италии.
Итальянский питомник Romano Righetti познакомил со своей уникальной технологией выращивания крупномеров (и не только) из семян с использованием системы Air-Pot. Для выращивания растений используется пористый гофрированный материал из вторичных продуктов переработки пластмассы. За счет того, что вся поверхность контейнера фактурная и имеет отверстия, обеспечивается отличное сцепление со стенками контейнера и равномерная аэрация корней, развивается хорошая мочковатая корневая система. В процессе выращивания используется до 6 пересадок в контейнеры большего объема, наполненные компостом, обогащенной полезной микрофлорой. Саженцы могут находиться в контейнере до посадки в течение нескольких месяцев. Объем контейнера на 10% превышает потребности растений. Технология применяется не только для производства декоративных деревьев и кустарников, но и для плодовых культур и даже для выращивания лука. При пересадке отсутствует повреждение корней и растения безболезненно приживаются.
Услугами компании воспользовались Ботанический сад Кью (Великобритания) и многие другие ботанические сады Европы. Емкости из этого материала могут быть приспособлены и для вертикального озеленения, выращивания растений в теплицах и даже на балконах, при озеленении крыш.
Для ухода за зелеными насаждениями парков и общественных и частных территорий копания Rain Bird, ведущий производитель систем автоматического полива на мировом рынке, предлагает надежные инновационные решения для всех видов полива с экономичными распылителями воды и антивандальными клапанами и контроллерами.
Свои презентации садово-парковой техники для уборки территории и ухода за зелеными насаждениями провели представители производителей техники Husquarna и Shtil (Shtil+Viking).
Компания «Детский мир» представила спортивные арены, парковое оборудование, тренажеры и детские игровые площадки HAGS, стальные горки комплексы-трубы для городских парков (в том числе, эвакуационные для детских учреждений) – не имеющие аналогов в России по дизайну, рассчитанные на интенсивную эксплуатацию, насыщенные мелкими игровыми элементами, доступные для детей с ограниченными возможностями, и даже со светодиодной подстветкой.
Стильные детские площадки разнообразной сложности проектирует и создает ООО «Эникомтек» - от небольших площадок до целых комплексов с горками, тоннелями и канатными дорогами, в том числе желанные для детей домики на деревьях, снаряды для модного молодежного увлечения WorkOut, беседки и прочее.
ООО «Инвест Технолоджи» не только занимается организацией доступа Wi-Fi в общественных зонах, но и системами безопасности парков, локализации потерявшихся детей (совместно с AeroScout), созданием QR-кодов для туристов. Это расширяет возможности парков для проведения выставок и других open-air мероприятий.
Целый ряд выступлений был посвящен вопросам организации безопасности мероприятий, надзору за техникой и аттракционами и даже вероятным рискам заражения инфекционными и паразитарными болезнями в летний период.
Компания EntenS Group обобщила принципы организации общественного питания в парках. Они выражены в таблице:
Критерий Зона |
Модель поведения гостя |
Формат |
Ассортимент |
Скорость выполнения заказа |
Посадочные места |
Пример |
Ядро парка |
Активный отдых, получение ярких эмоций |
Монопродукт |
Монопродукты, продукты готовые к употреблению |
не более 1 минуты |
Нет |
Сахарная вата, вареная кукуруза, поп-корн, снэки, мороженое, соки-воды |
Зона отдыха |
Снижение активности, непродолжительный отдых |
Fast food |
Ассортимент, дающий возможность выбора |
не более 10 минут |
Да |
Кафе быстрого обслуживания (пицца, фри-фло, кафе-мороженое, шашлычная, блинная и т.п.) |
Периферия |
Уединение, размышления |
Кафе, рестораны |
Кухня (и бар) полного цикла |
до 40 мнут |
Да |
Кафе и рестораны национальной кухни и тематического направления |
Живейший интерес участников конференции вызвало выступление «Как привести и удержать рекламодателя в парке», посвященное вопросам приобретения дополнительной прибыли от рекламы. По мнению представителей Ассоциации операторов рекламы, крупный рекламодатель сегодня не готов напрямую работать с парками. Помощь во взаимодействии могут оказать рекламные агентства.