331
58253

Беседа «на прощание». Зачем?

 меть стабильный слаженный коллектив профессионалов в своем штате – мечта каждого руководителя компании. Но, как бы мы ни старались создать такой коллектив, даже при успешном раскладе событий жизнь в носит в него свои коррективы: люди переезжают, рожают детей, уходят на пенсию, находят более выгодные для себя предложения – в результате – увольнение.

Многие руководители не считают своим долгом побеседовать с увольняющимся сотрудником. А зря! Такая беседа не просто дань вежливости покидающему фирму работнику, а важный источник информации для размышления руководителя, тем более, если увольняется опытный и достойный работник. Имеется в виду разговор с сотрудником, когда приказ о его увольнении уже подписан, т.е. ситуация ясна окончательно для обеих сторон, и все «колебания» уже позади.

Лучше всего и логичнее такую беседу провести в последний день работы уходящего из фирмы работника.   Психологически это необычная ситуация для увольняющегося: он еще работает, но уже независим, т.к. будущего в этой компании для него уже нет, он покидает свое привычное рабочее место, своих коллег и клиентов. Меняется важная сторона его жизни, и человек чувствует подспудную тревогу, почти всегда маскируемую повышенной энергичностью и возбудимостью. Такое состояние делает человека более откровенным, позволяет ему делать более серьезные оценки, если в этот момент с ним завести серьезный разговор.

В ходе такого разговора руководитель должен постараться выяснить два важных вопроса:

  • истинная причина ухода (особенно, если сотрудник добросовестный и профессиональный)
  • оценка покидаемого места работы.

Не секрет, что очень часто настоящая причина ухода скрывается до последнего момента (или ее знают очень немногие), чтобы не создавать себе лишних трудностей или даже неприятностей. Но для эффективного управления компанией каждому руководителю необходимо обладать объективной информацией о состоянии дел в коллективе и процессах, происходящих в нем. Выяснить это не так-то просто, поскольку в рамках должностной субординации значительная часть такой информации остается за пределами кабинетов шефов. По данным некоторых психологических исследований, эффективность коммуникаций «снизу вверх», т.е. от подчиненных – к руководителям составляет лишь 10%, «сверху вниз» - 25%, а вот по «горизонтали», т.е. среди равных  - больше 90%!

Не обязательно такой разговор может быть успешным, человек может так и не пойти на откровенность. Но и такой результат содержит в себе важную информацию для руководителя – такая степень закрытости и отчуждения работника складывается в первую очередь как естественная реакция на стиль работы руководителя. Это серьезный повод, чтобы задуматься о собственных методах управления коллективом!

В случае успешного разговора руководитель получает много полезной информации о «внутренней» жизни коллектива и организации рабочих процессов на фирме. Будьте готовы к тому, что, возможно, вам придется услышать неприятные высказывания, в том числе и ранящие лично вас. Но как по-другому вы об этом узнаете? Работа шефа – занятие не для слабонервных! Вы сами выбираете: мнимое спокойствие сегодня с маячащим на горизонте поражением завтра, или постоянная работа для достижения победы и сегодня, и завтра, т.е. прочное основание вашего бизнеса. Не избегайте узнать правду – она стимулирует процессы совершенствования вашего бизнеса, взаимоотношений ваших людей, и вас самого!

Все статьи
Смотрите также