Кризис – и угроза, и возможность
о время неблагоприятной экономической ситуации работать непросто. Кризис – это проверка любого бизнеса на прочность. Преодолеть неблагоприятные обстоятельства смогут не все компании, но те, кто сможет выстоять, выйдут из этих обстоятельств принципиально другими. Необоснованный оптимизм в подобной ситуации плохой советчик руководителя фирмы, но и паника – дело гибельное. Психологи доказали, что в стрессовом состоянии человек совершает ошибок в 40 раз больше, чем в спокойном состоянии.
Сегодня главная задача руководителя – сохранять спокойствие, постоянно анализировать ситуацию, напряженно думать и решительно действовать.
Главная задача компании в современном экономическом периоде – максимально повышать свою эффективность. А это означает, прежде всего,
- отбросить все лишнее, сохранив основной бизнес (проведите жесткий анализ имеющихся у вас филиалов, структурных подразделений, проектов на предмет их доходности и перспективности);
- тщательно проанализировать штатную расстановку, избавившись от «балласта», но сохранив ценное ядро трудового коллектива;
- сохранять продажи любой ценой – можно снижать доходность бизнеса, но только не останавливать основные его процессы;
- в силу общей нестабильности экономической ситуации отказаться от кредитных схем работы, работать по предоплате;
- максимально сократить постоянные издержки, экономить на всем, кроме собственно бизнеса;
- развивать «умный» маркетинг – использовать для продвижения ваших предложений только те методы, которые дают быстрый реальный результат за реальные деньги;
- развивать прежде всего предложения эконом-класса, в кризис покупателям не до роскоши;
- оптимизировать внутренние бизнес-процессы, повышать эффективность управления.
Компании с солидным «запасом прочности» в кризисной ситуации имеют серьезные шансы укрепить свое положение, приобретая высвобождающиеся на рынке ресурсы: офисные помещения, распродаваемое оборудование, опытных специалистов, уволенных из других компании.
Основа вашей антикризисной стратегии – оперативная адаптация к быстро меняющимся условиям на рынке, сохранение ключевых бизнес-процессов, сохранение ядра коллектива, способного эффективно трудиться в жестких условиях и обеспечить быстрое послекризисное восстановление компании и обучение новых кадров.
Для размышления добавим, что китайский иероглиф «Кризис» означает и угрозу и возможность одновременно, а китайские иероглифы остаются неизменными уже более двух тысяч лет.