262
61570

История рождественской елки: от традиции до коммерции

История рождественской елки: от традиции до коммерции

Традиция устанавливать новогоднюю елку так прочно закрепилась в нашей жизни, что многие считают ее очень старой, чуть ли не древнеславянским языческим обычаем. Но на Руси никогда не поклонялись ели, самым почитаемым и светлым символом была береза. Ель служила «Золушкой»: топливом, строительным материалом, да и то не очень добротным,  а символически и вовсе имела смертный смысл. Еловый лес представлялся мрачным, дремучим, гиблым, обиталищем нечистой силы. Чудесное превращение ели в новогоднюю красавицу в России началось в 1700 году указом Петра I, который перенес празднование Нового года с сентября на 1 января и постановил украшать дома елками и дарить подарки на немецкий манер.

 

Именно Германию считают местом рождения новогоднего дерева. Здесь  с дохристианских времен ели приписывали магическую силу: где-то верили, что еловые ветви оберегают от ведьм, а где-то искали направленные вверх шишки, чтобы съесть семена и стать невидимыми. Встречали Новый год сначала обрядами в лесу - у  ели, увешанной цветными тряпочками, и только позже стали приносить в дом срубленные деревья, устанавливать их на столе, покрытом белой скатертью и украшать яблоками, бумажными розами, сахарными изделиями и свечами. С распространением христианства среди германских народов новогоднее дерево стало рождественским, но, как считают,  только с середины XVII века обычай распространился повсеместно в Германии. Свидетельством окончательного укрепления этого обычая является широкая продажа елок на Дрезденской ярмарке в 1807 году. Это первое упоминание о елочной торговле.

 

К началу XIX столетия обычай пошел распространяться по другим страна Европы, сначала севернее, затем западнее, а в 1841 году  достиг Англии, где «милая немецкая затея» была принята с восторгом. Примерно в это же время елка достигла и Америки вместе с немецкими эмигрантами. Уже в 1848 году в Нью-Йорке было отмечено появление первого фермера, продающего елки, а вскоре «елочная» коммерция получила в стране истинно американский размах. К концу века в Америке не оставалось ни одного города, где на площади не сияла бы рождественская елка.

 

В России традиция прижилась не сразу. Со смертью Петра I об указе подзабыли и только питейные заведения странным образом оставались ему верны. Ели стояли круглогодично у входа или на крышах кабаков, народ называл такие злачные места «елками», а «идти под елку» означало идти выпивать. Репутация дерева опустилась еще ниже. Но в зимнем уличном убранстве ель все же использовалась, о чем свидетельствуют старинные гравюры, запечатлевшие катания в Петербурге, на которых небольшие елочки украшают катки и горки.  

    

А.Бальдингер
"Катание на льду на
Екатерининском канале Петербурга"
(1879г.)

Дамам де Мартре М.
"Катание с горок на Неве"
(1813г.)

Второе пришествие новогодней елки в Россию относят к 1830-1840 годам. Сначала в домах петербургских немцев (они в ту пору составляли до трети населения города), а затем и в домах русской знати засверкали рождественские елки. Начался настоящий «елочный бум», совпавший с одним из исторических витков подражания Западу. Это время можно считать рождением елочной коммерции в России. У Гостиного двора в Петербурге был устроен настоящий елочный базар, куда крестьяне привозили елки из лесов. Швейцарские кондитеры, жившие в Петербурге, наладили выпуск готовых елок, украшенных не только игрушками, но главное - шедеврами кондитерского искусства – конфетами, пирожными…  Доступны они были немногим, так как стоили до 200 рублей ассигнациями. В богатых домах елки щеголяли настоящими драгоценностями и дорогими тканями. В семьях попроще основным украшением служило угощение для детей – пряники, орехи, яблоки, кисти винограда.

 

Так было вплоть до Октябрьской революции,  объявившей Новый год идеологически чуждым немецким праздником - шла Первая мировая война. Вплоть до 1936 года праздник был предан забвению. Вернулась елка в новом качестве, приобретя характер массового действа с Дедом Морозом и Снегурочкой, но одновременно оставаясь любимым семейным праздником.

 

По материалам книги Душечкина Е.В. Русская елка: История, мифология, литература. – СПб., 2002

Все новости
Другие новости