331
58253

Ливанский кедр для Нескучного сада

Автор: Андрей Евпланов

 

Весна - горячая пора для продавцов посадочного материала. Дачники и садоводы, как говорится, с руками хватают саженцы плодовых деревьев и кустов. По экспертным оценкам, объем российского рынка посадочного материала для открытого грунта (без однолетников, срезки, луковичных и комнатных растений) составил в прошедшем году около миллиарда евро. Рынок достаточно активно восстанавливался после кризиса. В 2010 году рост продаж по сравнению с предыдущим - 2009-м - составил 30%. В 2011-м рынок поднялся еще на 20%.

По словам президента Ассоциации производителей посадочного материала Ирины Савватеевой, высокий спрос на посадочный материал определялся тремя основными факторами: бурным ростом коттеджного домостроения, модой на декоративные растения на дачных участках и наметившимися тенденциями на рынке городского озеленения.

Доля отечественного посадочного материала на рынке растений для открытого грунта составляет, по экспертным оценкам, не более 5-10%.

В российских традициях городского озеленения предпочтение стабильно отдается не многолетним деревьям и кустарникам, а однолетним цветам и луковичным. Что касается деревьев, то тут для города главное не качество, а низкие закупочные цены. В результате в городах сплошь и рядом высаживаются растения, выкопанные из лесов и лесополос - еле живые, хилые, кривые, больные, плохо переносящие пересадку. Это чисто российское ноу-хау.

По словам специалиста в области ландшафтного дизайна Людмилы Ермолаевой, справедливости ради надо отметить, что сейчас некоторые фирмы выкопку растений из леса сделали своим бизнесом и отладили его вполне грамотно: растения выкапывают при помощи специальной техники, по отработанной технологии, в определенное время сезона, соблюдая сроки и стараясь максимально снизить степень повреждений. Но все равно - возможность адаптироваться на новом месте у такого посадочного материала не идет ни в какое сравнение с аналогичными свойствами питомнического растения. Хотелось бы только напомнить: по закону самовольная выкопка деревьев и кустарников из леса запрещена. Качество посадочного материала играет очень большую роль. У растений должна быть хорошо развитая корневая система, не поврежденная при выкопке и транспортировке. В идеале каждое дерево или куст должны иметь этикетку, где указаны его латинское название, размер, количество пересадок в питомнике и реквизиты питомника, как это бывает на Западе. К сожалению, у нас - это пока единичные случаи.

Существует несколько возможностей приобрести посадочный материал. Самый надежный - купить саженцы в питомнике. В России сейчас есть питомники, где можно приобрести неплохой посадочный материал, и, что очень важно, выросший в нашем климате, и хорошо приспособленный к отечественным условиям. При соблюдении всех правил транспортировки и посадки приживаемость этих растений близка к 100%. Наши питомники еще очень молоды, крупного материала в них пока нет, но небольшие саженцы и кустарники, а также травянистые растения покупать уже можно.

Можно приобретать растения и за рубежом, скажем, в Германии или Польше. Так поступают сейчас многие ландшафтные фирмы, которые закупают растения для озеленения своих объектов. Лидер по производству крупномерных деревьев в Европе - Германия. У немецких питомников вековой опыт выращивания и пересадки таких растений. Лучшее время для покупки и посадки немецких растений - апрель. Поток посадочного материала из-за рубежа в Россию так велик, что мы уже вышли среди покупателей на 1-2-е место по объему закупок. В последнее время к нам потянулись фуры с посадочным материалом из Голландии, Бельгии и даже из жаркой Италии. Растения из этих стран с мягким климатом плохо у нас приживаются, но торговцев это мало волнует.

Можно покупать саженцы в садовых центрах. Здесь обычно предлагают импортный материал в контейнерах или в комах. Есть надежда, что вам здесь предложат хороший зимостойкий материал.

Покупать посадочный материал на рынках рискованно. Есть на рынках и добросовестные продавцы, которые разбираются в растениях, а есть и такие, которые не имеют даже самых элементарных знаний в области растениеводства, зато хорошо умеют уговаривать покупателя. Они везут из Европы все подряд, не задумываясь о том, зимует это у нас или нет, иногда даже покупают за копейки выбракованный материал и представляют его здесь как "немецкое качество".

По мнению Ирины Савватеевой, в России очень мало питомников-производителей, а существующие производители в большинстве своем недозрели до практики специализации и стараются производить все - от цветов до крупномеров. В силу этих причин объем продаж между питомниками ничтожно мал. Что же касается садовых центров, то их в России - современных и мощных - попросту нет. Есть сетевая торговля растениями через супермаркеты. Есть придорожная торговля растениями на открытых площадках или в небольших крытых помещениях. В Москве есть достаточно успешные торговые площадки типа "Медры", "Европарка", "Пайера +" и некоторые другие продавцы. Но все эти проекты очень далеки от мощных европейских садовых центров, сочетающих в себе огромные открытые и закрытые торговые площади, а также развитую инфраструктуру - обширные парковки, кафе, рестораны, демонстрационные сады. По сути, в России продажа декоративных растений - последний сегмент в торговле, не охваченный системой мощного современного ритейла. Возможно, ситуация будет сильно меняться в ближайшее время. Ряд игроков на рынке сделали в прошедшем серьезные заявки на создание крупных садовых центров. Возможно, с вводом в эксплуатацию этих объектов московский и, отчасти, российский рынок несколько структурируется, и цепочка "производитель - оптовые продажи - розничные продажи" начнет выстраиваться более активно, что позитивно скажется на состоянии рынка в целом. Вырастет качество обслуживания конечных потребителей. Будут заданы некие современные стандарты качества для производителей растений. Питомники постепенно начнут уходить от необходимости огромных финансовых и временных затрат на содержание розничной торговли.

Однако для кардинального улучшения ситуации на рынке посадочного материала в России недостаточно одних революционных изменений в сфере торговли. Нужны революционные изменения в сфере производства. А с этим - гораздо сложнее.

Иностранные производители очень профессионально и агрессивно захватывают российский рынок. Они активно работают на всех крупных российских выставках. Они заваливают московские сетевые магазины красивой, но абсолютно не жизнеспособной в российском климате продукцией - кедрами ливанскими, туями восточными и другими диковинками.

Импортный фитосанитарный сертификат выдается партии растений при пересечении границы за несколько часов. В то время как российские питомники до 30-40 дней тратят на получение карантинных сертификатов при транспортировке своей продукции из одного региона в другой. Официальный срок выдачи такого сертификата с недавнего времени сократился с 30 до трех дней.

Но главная проблема не в том, что конкуренты сильны, а в том, что российские производители посадочного материала пока очень слабы. По экспертным оценкам, в России работает около 350 питомников. Это очень мало. К примеру, в каждой из таких стран, как Голландия, Бельгия, Германия, имеется по 5000 питомников.

Главная причина нашего отставания - отсутствие доступа к инвестиционным ресурсам и, как следствие, к современным технологиям. Чтобы выращивать недорогой посадочный материал высокого качества, недостаточно опираться на гастарбайтеров с тяпками в руках. Нужны грамотные специалисты, дорогостоящая специализированная техника и оборудование, а также опыт применения современных технологий. Питомниководство - отрасль чрезвычайно капиталоемкая, требующая максимальной концентрации материальных ресурсов на единицу площади. К тому же отрасль с длительным сроком окупаемости. Например, закладка современного древесного питомника требует не менее пяти млн евро. Возврат при правильной организации бизнеса - лет через 10.

Для российских питомников ситуация усугубляется практически полным отсутствием на отечественном рынке оборудования, сырья и материалов для питомниководства. А также низким уровнем подготовки кадров для отрасли, совершенно не отвечающих мировым тенденциям.

"Российская Бизнес-газета" №843 (14)

Все статьи
Смотрите также
Выставки и вирус